В настоящее время возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития истории народов и племен. Но если мы представим себе новорожденного ребенка, входящего в современный нам мир цивилизации, то можем увидеть, что родители окружают его вниманием и заботой в соответствии со своим пониманием и своими возможностями. Однако традиционным в их действиях является лишь разговор с малышом на родном языке, реже использование напевов, честушек и потешек, игр.
Для реализации регионального содержания образования в ДОУ на основе традиций Донского казачества, мы ставим перед собой следующую задачу: «Приобщать детей к истории и культуре родного края». Данная работа включает целый комплекс задач:
- Дать детям представления об истории Донского края, области;
- познакомить детей с символами Ростовской области: гербом, флагом, гимном;
- расширять представления о городах Ростовской области, их исторических, экономических и культурных особенностях;
- воспитывать уважение к труду людей, чувство гордости за трудовые достижения земляков;
- расширять знания детей о родном городе, как частице Донской земли;
- развивать интерес к традициям национальной культуры русского народа и коренных жителей Дона (казаков);
- обогащать знания детей о природных богатствах Дона, их роли в социальном и экономическом развитии области;
- развивать любознательность, интерес к изучению родного края.
- воспитывать любовь и привязанность, созидательное отношение к родному городу, родному краю.
Для реализации регионального содержания образования в ДОУ на основе традиций Донского казачества было приобретено учебно- методическое обеспечение .
Данная работа направлена на приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности — интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно- патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.
В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 01.06.2012г №475 «Об утверждении Положения о присвоении статуса «казачье» образовательным учреждениям» и в целях сохранения и развития культурно-исторических традиций донского казачества и региональных особенностей Донского края: Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области приказом № 47 от 25.05.2023 г. «О присвоение статуса «казачье» образовательным организациям» — присвоил статус МБДОУ ДС «Уголек» г.Волгодонска
ПРИКАЗ О ПРИСВОЕНИИ СТАТУСА «КАЗАЧЬЕ»
С целью воспитания патриотических чувств, развития у дошкольников ценностного отношения к культуре и истории Донского края создан Казачий мини-музей «Казачьи посиделки» с богатой экспозицией казачьей утвари. Это является практическим способом ознакомления детей с историей, бытом и укладом жизни донских казаков.
У каждого народа есть своя душа – вера, язык, традиции, праздники, обряды, песни и танцы. Пока жива душа народа – жив и сам народ. Наш долг восстанавливать его добрые традиции–духовные и культурные, обратившись к тем вещам, которые сохранились и могут помочь в знакомстве с жизнью казаков.
В честь года Атамана М.И. Платова в Ростовской области и в целях сохранения духовного и исторического наследия казачества Дона, воспитания уважения к отечественной истории и символами государства, культурным ценностям и традициям казачества в МБДОУ ДС «Уголек» г.Волгодонска был создан мини-музей «Казачьи посиделки». Мини-музей — как одна из форм работы по нравственно — патриотическому воспитанию, развитию творческой и общественной активности воспитанников.
В мини-музее «Казачьи посиделки» воссоздана обстановка казачьей горницы и двора, собраны разнообразные экспонаты, дающие представление о хозяйственно — бытовом укладе и трудовой деятельности прошлого. Экспонаты находятся в постоянной экспозиции (печь, плетень, коромысло, самовар, колодец, маслобойка, крынка, чугун, прялка, самовар, икона, лампа и др.). Также воспитанники могут посетить библиотеку, поучаствовать в мастер-классах, увидеть «Родословное древо семьи М.И.Платова», книгу подвигов Матвея Ивановича, созданную коллективом и воспитанниками учреждения, а главное, расширить свои знания о истории казачества, казаках.
В честь открытия казачьего музея, педагоги вместе с воспитанниками подготовили праздничную концертную программу с известными казачьими песнями, играми и плясками.
Мини-музей «Казачьи посиделки» используется для проведения различных мероприятий. Воспитатель-экскурсовод рассказывает детям о жизни казачьей семьи, как жили наши предки. На входе в мини музей, гости могут увидеть творческие работы воспитанников детского сада и их родителей, которые принимали активное участие в организации мини-музея. Также гостей встречают встречают куклы в казачьих костюмах: казак и казачка. Педагоги знакомят детей с одеждой казаков и казачек. Любой экспонат музея может подсказать тему для интересного разговора. Дети получаю здесь положительные эмоции.
Так же в рамках музея проводится кружковая работа: «Казачьи промыслы», на занятиях которых у детей воспитываются нравственно, духовно- патриотические чувства и приобретают первоначальные азы патриотизма. Во время посещения кружка дети знакомятся со способами работы с различными материаломи: тесто, глина, бумага, бумажная лоза, ткань, лоскутное плетение, знакомятся с названиями и особенностями оружия казаков, приемами фланкировки.
Паспорт мини-музея «Казачьи посиделки»
Приказ о создании мини-музея Казачьи посиделки
Положение о мини-музее Казачьи посиделки
План работы мини-музея Казачьи посиделки на 2024 год
Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Казачьи промыслы»
План работы «Казачата» 2024-2025
Ссылка для скачивания «МЕТОДИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК»
|
Одним из экспонатов нашего музея является ручная деревянная маслобойка.
Маслобойка или пахталка (от слова пахта) – приспособление для изготовления сливочного масла из слегка скисшего молока, сливок или сметаны, путем сбивания – механического воздействия на обрабатываемый продукт.
Маслобойка изготовлена из дерева и имеет форму бочки и с торца снабжена вращающейся ручкой, которая приводит в движение расположенные внутри деревянные лопасти для сбивания масляной массы. Дерево легко удерживает температуру молока или сливок и не требует особых предохранительных кожухов.
Чугунок — представляет собой тяжёлый сосуд округлой формы, отлитой из чугуна в кузнице. Этот металл мог выдержать самый жаркий огонь. Чугун или чугунок ставили в печь за заслонку, и продукты медленно томились, приобретая неповторимый вкус. Чугунный горшок имеет массу преимуществ – он экологичен, долго держит тепло, сохраняет вкус продуктов и отлично подходит для томления в печи.
Первая керосиновая лампа в 1853 году – это было сенсационное событие. Простой и экономичный источник света в мгновение ока завоевал весь мир и вытеснил свечи и масляные светильники. Фарфоровая или стеклянная керосиновая лампа освещала дома богачей, а железная – дома бедняков – до появления электрического освещения. В домах казаков станицы электричество начало появляться только в двадцатые годы XX века, но еще и в середине века наши бабушки выполняли школьные задания при свете керосиновой лампы.
Чай, чаепитие для казаков были своеобразным образом жизни. Если гость появлялся на пороге дома, то хозяйка скорее приглашала его присесть к столу. А встречал всех «генерал» — самовар, который «кипит, просит чаю пить». Самовар всегда красовался на почётном месте. Его передавали по наследству, он входил в приданое девушки. Раз в неделю казачка чистила его речным песком, чтобы он блестел, словно, зеркало.
Веретено, прялка, были в каждом доме и являлись орудием женского труда.
Держится прялка на четырех ножках. К двум из них прикреплена «педаль», это очень важная часть, так как она приводит в движение весь этот несложный механизм через соединение с колесом. Между стояков укреплено вращающееся колесо, состоящее из 2-х частей, скрепленных по принципу пазов, с 11 деревянными фигурными спицами. Само колесо должно быть достаточно большим, потому что его величина влияет на скорость вращения другого механизма – катушки. Катушка соединяется с колесом капроновой нитью, которая опоясывает колесо. При работе пряхе не надо было рукой вращать веретено для скручивания нити, теперь достаточно было нажатием ноги привести в движение колесо самопрялки и нить, скручиваясь, наматывалась на катушку.
Лучковая пила — это старинный инструмент, который использовали многие поколения казаков. Устроен он просто: заточенное металлическое пильное полотно крепится к основе (станку) таким образом, что между ними остается свободное пространство. С таким орудием труда опытный столяр мог подолгу работать без усталости. Пила лучковая — применялась для продольного и поперечного распиливания древесины.
Крынка — символ деревенской жизни и натуральной пищи. Крынки были объемом 1-2 литра. Они выполнялись без рисунка с толстыми стенками, с утолщенным верхним краем и иногда были глазурованы в верхней более узкой части. Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой и в то же время рука должна проходить для того, чтобы помыть крынку внутри. Крынку ставили на стол, в ней хранили молоко, в крынке молоко ставили в печь. Именно в этой посуде оно топилось в настоящей русской печке, не пригорая, приобретало бежевый или слегка коричневый оттенок. Крынки не закрывали крышками, а прикрывали марлей или тряпочкой, чтобы молоко «дышало».
На Дону была распространена глиняная посуда, причём такую посуду можно было встретить и в семье бедного, и в семье зажиточного казака.
Для производства глиняной посуды строили гончарни. Они представляли собой небольшие домики, до половины находящиеся в земле и состоящие из сеней для сушки посуды в летнее время и так называемой теплушки, где непосредственно производились работы.
Глиняная посуда имела удивительную способность сохранять свежесть молока, воды, придавать особый вкус сваренной в ней пище. Формы и декор такой посуды соответствовали продуктам, для которых она предназначалась: светлые – для молока, тёмные – для пива и кваса, чёрная керамика – для приготовления пищи в печи.
— «Наша семья чтит казачьи традиции», — утверждает глава семьи, — мой прадед Илья Афанасьевич Гвардейский казак, прошел всю войну и вернулся домой с орденами. С него и начался казачий род Арьковых.
Даже свадебное торжество супругов было в казачьем стиле с казачьим хором и нарядами. Вся семья спустя годы с трепетом и любовью пересматривает свадебные видео, а дети досадно подмечают, как плохо, что их там не было.
И одна из главных традиций – очередную годовщину свадьбы отмечать по казачьи, в кругу дружной семьи, в национальных костюмах, с самоваром, песнями и плясками.
Воспитанники нашего дошкольного учреждения приняли участие в городском конкурсе детского творчества в области изобразительного искусства «Донские казаки — победители фашизма»
В преддверии 215 годовщины со дня рождения легендарного командира 17-го Донского казачьего полка генерал-лейтенанта Якова Петровича Бакланова, в нашем детском саду прошло музыкально-спортивное развлечение «Эх, казачата!», посвящённое казаку-герою Якову Петровичу Бакланову. Целью данного мероприятия стало знакомство детей с понятием «атаман», «джигитовка», «джигитка», закрепить понятия «смелость», «отвага».
Вызвать интерес к историческому прошлому донских казаков, а также воспитывать патриотические чувства, любовь, гордость за свою Родину, родной край. Ребята с интересом поиграли в новую игру «Казачок бежит по кругу», которая развивает смелость, ловкость, сноровку.
Обыграли инсценировку «Как казак в поход ходил», где ребята узнали, какие предметы необходимы казакам в походах.
Воспитанники подготовительной к школе группы «Солнышко» с большим интересом играли в интерактивную игру «Калейдоскоп», в которой узнали о казачьей кухне, костюмах, быту и традициях.
Благотворительная акция «Посылка солдату»
🇷🇺В нашем дошкольном учреждении проходит благотворительная акция «Посылка солдату», организованная для солдат, проходящих военную службу в зонах СВО.
Основная цель акции — эмоциональная поддержка и поднятие духа солдат, которые несут свою службу на территории проведения специальной военной операции.
В акции уже приняли активное участие воспитанники, родители и сотрудники нашего дошкольного учреждения.
Многие ребята не просто приготовили посылки, но и вложили письма и открытки, в которых выразили свою благодарность солдатам за службу, за защиту нашей Родины, за мир в нашей стране.
Вместе с педагогами и родителями воспитанники пожелали воинам отличной службы, крепкого здоровья, верных друзей и вернуться скорее домой к своим семьям.
Участие в подобных акциях воспитывает чувство гордости за свой народ, за армию, за Родину, желание быть такими же отважными, как солдаты.
https://vk.com/id711453919?w=wall711453919_281%2Fall
Масленица – один их самых веселых и ярких праздников в году, который широко отмечается по всей России. Он наглядно отражает вековые традиции, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение.
В рамках проекта «Казачата» 15 марта 2024 года в МБДОУ ДС «Уголек» г.Волгодонска, со статусом «казачье» прошли масленичные гуляния. В этом году масленичная неделя прошла по-особенному, с казачьим колоритом. Ребята узнали, что для казаков, во время празднования Масленицы, главным было не гулянье и пиршество, а демонстрация казачьей удали, умения владеть оружием и быть лучшим конным наездником.
Ведущие праздника рассказали о традициях празднования Масленицы по-казачьи, о значении каждого дня в масленичную неделю.
Воспитанники вместе с гостями водили веселые хороводы, пели песни, пускались в задорный пляс. Ребята с удовольствием принимали участие в подвижных казачьих играх, в которых смогли почувствовать себя настоящими казаками, показав свои умения.
Сотрудники детской библиотеки им. А. Грина пригласили воспитанников МБДОУ ДС «Уголек» г.Волгодонска, подготовительной группы «Умка» на экскурсию, которая была посвящена истории Донского казачества.
Елена Александровна, директор библиотеки, рассказала ребятам о традициях и культуре донских казаков, их быте, о нравственных устоях казачьей жизни и о том, что культура и традиции казачества не только сохраняются, возрождаются, но и развиваются. Детям было очень интересно и познавательно!
19 января в нашем детском саду прошли традиционные Рождественские колядки.
Юные казачата из групп «Любавушка» и «Умка» в ярких, нарядных костюмах, ходили в гости в другие группы, к сотрудникам детского сада с песнями, прибаутками, шутками, колядками, теплыми пожеланиями. Хозяева – ребята и педагоги – подавали дорогим гостям сладости и монетки. Каждый ребенок был рад преподнести колядующим свой дар – конфетку или печенье. Отличный эмоциональный настрой подарили ряженые детям и сотрудникам детского сада.
14 декабря 2023 года в Центральном Доме Российской Армии состоялась торжественная церемония награждения победителей VII Всероссийского конкурса «Гимн России понятными словами»
🇷🇺Этот творческий проект, направлен на патриотическое воспитание юных граждан нашей страны и содействие в реализации поручения Президента и Правительства РФ об использовании государственной символики. В 2023 году были присланы работы 3316 ребят из 89 регионов России, а также из четырех зарубежных стран — Монголии, Республики Беларусь, Кыргызской Республики.
Воспитанники нашего детского сада второй год подряд входят в тройку призёров конкурса в номинации «Видеоролик или мультфильм о слове из гимна России». Безуглова Елизавета и Головин Максим со своим наставником музыкальным руководителем Терещенко Оксаной Игоревной были приглашены организатором конкурса на торжественную церемонию награждения победителей, в которой приняли личное участие и получили достойную награду за почетное третье место.
Для победителей была организована большая культурная программа. Они посетили московские музеи, «Панораму 360» — где прошла выставка работ конкурса, а также трехчасовая экскурсия по ВДНХ.
05.12.2023 года с воспитанниками старшей группы №5 «Звездочки», была проведена познавательная беседа, которая сопровождалась презентаций «Легенда Дона — Матвей Иванович Платов».
Также для дошкольников была создана книга памяти «Герой моей Родины – атаман М.И. Платов», которая произвела на них большое впечатление. С помощью этой книги, ребята познакомились с биографией, произведениями, посвященными знаменитому атаману за его героизм и защиту Родины, прослушали громкое чтение донской казачьей сказки «Платов Матвей Иванович», узнали казачьи пословицы и поговорки. В завершении мероприятия прослушали песни об атамане и казаках «Веселы привалы, иде казаки запевалы», играли в подвижные казачьи игры.
01.11.2023 года воспитанники старшей группы № 3 «Любавушка» совершили путешествие в виртуальный мир истории Донского казачества.
Дошкольники познакомились с предметами быта Донских казаков, узнали, как проходили будни, какой нелегкой была жизнь у наших предков. Ознакомились, с трудом Донских казачек, которые стирали белье на стиральной доске, гладили белье рубелем (старинным утюгом), увидели посуду в которой готовили пищу.
Воспитанники познакомились с праздничными кушаньями, слушали казачьи задорные песни. В мероприятии приняли участие 13 воспитанников. Такая форма проведения занятия находит большой отклик у дошкольников, вызывает множество положительных эмоций.
В преддверии праздника осени, в нашем детском саду, в старшей группе №5 «Звездочки» прошло музыкально-театрализованное развлечение в казачьем стиле «Донская казачья ярмарка».
В ходе развлечения дошкольники пели задорные казачьи песни, исполняли танцы, играли в подвижные казачьи игры.
Проведенное мероприятие помогло обобщить и закрепить знания у детей старшего дошкольного возраста о культуре и традициям Донского края.
https://vk.com/id711453919?z=video711453919_456239277%2Fdae8d836ef2543a1e3%2Fpl_wall_711453919
В старшей группе №8 «Солнышко» прошла интеллектуальная викторина «История Донского края!».
Дошкольники познакомились с жизнью и бытом донских казаков, расширили представления о казачьих обычаях и обрядах. Были проведены игры «Золотые ворота», «Перенеси воду». Воспитанник Артём Арьков рассказал о своей семье, о прапрадедушке Юнда Илье Афанасьевиче (гв. казак), который прошел всю войну и встретил победу в Будапеште, о том как его семья чтит традиции своих предков.
Также ребята, просмотрели видеофильм «Аллея героев», расширили знания об одном из самых известных и любимых Донских атаманов — Матвее Ивановиче Платове.
XXIX городской и XIII открытый фестиваль-конкурс детского художественного творчества «Детство-чудные года, детство-праздник навсегда» номинация «Народное творчество»
Поздравляем наших замечательных музыкальных руководителей Терещенко Оксану Игоревну, Жудину Гульнар Турсунгалеевну и их талантливых воспитанников ансамбль «Задоринки» (Аввакумова Божена, Агафонова Анна, Анисимова Милана, Золотовская Мария, Макарова Майя, Мустафина Кристина, Федосов Максим, Фофанова Полина, Хлоповских Екатерина, Черкасов Владимир, Анисимов Максим, Земцова Дарья, Хрусталев Денис) с победой и званием Лауреатов I степени!!! В XXIX городском XIII открытом фестивале-конкурсе детского художественного творчества «Детство-чудные года, детство-праздник навсегда » в номинации «Народное творчество». Отдельную благодарность хотим выразить нашим родителям за оказанную помощь и активную поддержку на конкурсе!
https://vk.com/id711453919?w=wall711453919_148%2Fall
В целях патриотического воспитания в МБДОУ ДС «Уголек» г.Волгодонска, в подготовительной к школе группе №2 была проведена игра-викторина «Мы-казачата». В мероприятии приняли участие 19 воспитанников.
В ходе мероприятия воспитанники детского сада отвечали на вопросы о культуре и традициях донских казаков, исполняли казачьи песни и танцы. Игра-викторина вызвала большой интерес у детей, которые теперь умеют здороваться по-казачьи, знают виды традиционной одежды донских казаков, основные казачьи блюда.
Во всех конкурсах дети принимали активное участие .
Игры-викторина помогла обобщить и закрепить знания старших дошкольников об истории родного края, о традициях и казачестве, о культуре и быте донских казаков
Фестиваль казачьей песни «Поёт Казачий Дон».
Казачья народная песня «Галушечки» ансамбль «Задоринки».
Музыкальные руководители Терещенко Оксана Игоревна, Жудина Гульнар Турсунгалеевна.
Живу на Дону
ЖИВУ НА ДОНУ ЖивуНаДону — узнай об истории, культуре, науке и быте донского края (xn–80adhfk5ach5bf.xn–p1ai)
Книга юного казака ЖивуНаДону — Книга юного казака (xn–80adhfk5ach5bf.xn–p1ai)
Книга юного патриота ЖивуНаДону — Книга юного патриота (xn--80adhfk5ach5bf.xn--p1ai)
Книга юного пограничника ЖивуНаДону — Книга юного пограничника (xn–80adh fk5ach5bf.xn--p1ai)
Народный военно — исторический музейный комплекс Великой Отечественной войны Самбекские Высоты (xn--80acmuh2a.xn--p1ai)
Книга памяти Ростовской области Книга Памяти Ростовской области (pamyatdon.ru)
Коллекция ВИДЕО ЖивуНаДону — Видео (xn--80adhfk5ach5bf.xn--p1ai)
Приобщение детей к культурно-историческим ценностям региона (реализация казачьего компонента в региональном содержании)
Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, тесно увязывая цели и задачи образования с преодолением
социального и духовного кризиса современного российского общества, указывает на необходимость «обеспечить историческую
преемственность поколений, сохранение, развитие национальной культуры, воспитание ребенка достойным гражданином своего
Отечества». Необходимо возрождение народной культуры, обращение к народным истокам. При общении человека с ценностями прошлого культура человеческого рода переливается как бы в духовный мир личности, способствуя ее интеллектуальному и нравственному развитию.
Донское казачество — исторически сложившаяся общность в составе многонационального населения Ростовской области, имеющая самобытные традиции, культуру.
Для приобщения воспитанников, педагогов и родителей к культурно-историческим ценностям региона была разработана
воспитательная система (воспитательно-образовательная модель «Детский сад казачьей культуры – Центр духовно-нравственного развития ребенка»). Основные задачи модели:
- Духовное обогащение через приобщение к культуре казаков путем построения такой системы жизнедеятельности учреждения, которая бы обеспечила условия плодотворной работы и развития личности детей, родителей, каждого работника, направленную на реализацию всех сторон личности, выявление одаренности и отвечающую многообразию жизненных интересов и ребенка, и взрослого. Воспитание у детей и взрослых национального самосознания, ощущение причастности к формации своего народ.
- Воспитание толерантности на основе уважения к разным культурам.
- Создание системы планирования на основе народного календаря для всех возрастных групп с учетом преемственности между возрастными группами и сотворчества педагогов и специалистов, интеграции учебно-воспитательного процесса.
- Овладение различными формами казачьей игровой культуры как системой социокультурной преемственности; освоение методов, приемов, форм народной педагогики.
- Создание механизма взаимодействия педагогов и специалистов, творческого взаимодействия детей и взрослых в ритме годового круга календарных казачьих праздников.
- Создание системы работы продуктивных форм работы с родителями и вовлечение родителей в педагогический процесс.
- Создание методического центра по распространению и внедрению опыта работы по приобщению детей дошкольного возраста и взрослых к казачьей культуре.