наставничество

Наставничество в образовании — это комплексный процесс, в рамках которого более опытный педагог (наставник) помогает менее опытному коллеге (наставляемому) в его профессиональном развитии и адаптации в образовательной среде. Это взаимодействие основывается на передаче знаний, навыков и опыта от наставника к наставляемому, при этом наставник также может учиться и развиваться, отражая и анализируя свой опыт.

Наставничество помогает поддерживать и укреплять профессиональное сообщество педагогов, создавая среду для обмена идей, опыта и лучших практик.

Цели и задачи наставничества в образовании:

  • трансляция ценностно-смысловых установок деятельности, в которую совместно вовлечены наставляемый и наставник;
  • выявление и актуализация у наставляемого устойчивой внутренней мотивации к повышению эффективности его педагогической деятельности;
  • поддержка адаптации молодых педагогов в образовательной среде;
  • обучение и развитие профессиональных навыков и компетенций педагогов;
  • передача ценностей, норм и традиций профессионального сообщества педагогов;
  • создание условий для рефлексии и критического мышления педагога;
  • содействие профессиональному и личностному росту педагога.

Эффективное наставничество также требует от наставников умения налаживать отношения с наставляемым, демонстрировать эмпатию и уважение к нему, а также готовность к постоянному собственному обучению и развитию.

Наставничество в образовании продолжает эволюционировать и адаптироваться к изменяющимся образовательным контекстам и потребностям. На современном этапе больше внимания уделяется развитию цифровых компетенций и гибридных форм обучения, а также учебному и производственному наставничеству.

Нормативные документы

  1. Указ Президента Российской Федерации № 94 от 02.03.2018 Об учреждении знака отличия «За наставничество»
  2. Концепция развития наставничества в Российской Федерации от 29.06.2023
  3. Письмо Министерства Просвещения РФ от 21.12.2021 Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста
  4. Распоряжение МинПросвещения РФ № Р-145 от 25.12.2019 Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества
  5. Приказ Министерства Образования РО № 446 от 08.06.2020 «О внедрении в Ростовской области методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для общеобразовательных организаций
  6. Целевая программа наставничества в Ростовской области до 2024 года «Вместе к успеху»
  7. Пoстановление Минобразования РО № 7 от 05.04.2022 Об утверждении Положения о региональной системе (целевой модели) наставничества педагогических работников образовательных организаций

Методическое сопровождение

  1. Образцы информационных карточек по наставникам и наставляемым
  2. Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях
  3. Форум «Наставничество – эффективный инструмент сопровождения молодых педагогов»

Comments are closed.

[an error occurred while processing the directive]