наставничество
Наставничество в образовании — это комплексный процесс, в рамках которого более опытный педагог (наставник) помогает менее опытному коллеге (наставляемому) в его профессиональном развитии и адаптации в образовательной среде. Это взаимодействие основывается на передаче знаний, навыков и опыта от наставника к наставляемому, при этом наставник также может учиться и развиваться, отражая и анализируя свой опыт.
Наставничество помогает поддерживать и укреплять профессиональное сообщество педагогов, создавая среду для обмена идей, опыта и лучших практик.
Цели и задачи наставничества в образовании:
- трансляция ценностно-смысловых установок деятельности, в которую совместно вовлечены наставляемый и наставник;
- выявление и актуализация у наставляемого устойчивой внутренней мотивации к повышению эффективности его педагогической деятельности;
- поддержка адаптации молодых педагогов в образовательной среде;
- обучение и развитие профессиональных навыков и компетенций педагогов;
- передача ценностей, норм и традиций профессионального сообщества педагогов;
- создание условий для рефлексии и критического мышления педагога;
- содействие профессиональному и личностному росту педагога.
Эффективное наставничество также требует от наставников умения налаживать отношения с наставляемым, демонстрировать эмпатию и уважение к нему, а также готовность к постоянному собственному обучению и развитию.
Наставничество в образовании продолжает эволюционировать и адаптироваться к изменяющимся образовательным контекстам и потребностям. На современном этапе больше внимания уделяется развитию цифровых компетенций и гибридных форм обучения, а также учебному и производственному наставничеству.
Нормативные документы
- Указ Президента Российской Федерации № 94 от 02.03.2018 Об учреждении знака отличия «За наставничество»
- Концепция развития наставничества в Российской Федерации от 29.06.2023
- Письмо Министерства Просвещения РФ от 21.12.2021 Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста
- Распоряжение МинПросвещения РФ № Р-145 от 25.12.2019 Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества
- Приказ Министерства Образования РО № 446 от 08.06.2020 «О внедрении в Ростовской области методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для общеобразовательных организаций
- Целевая программа наставничества в Ростовской области до 2024 года «Вместе к успеху»
- Пoстановление Минобразования РО № 7 от 05.04.2022 Об утверждении Положения о региональной системе (целевой модели) наставничества педагогических работников образовательных организаций
Методическое сопровождение